Использование мультимедийных презентаций на уроке:
бесконечное творчество или строгие правила?
Хочется начать своё выступление словами "Учитель остается учителем, пока учится сам".
Новые требования к результатам образования и технические возможности требуют от учителя постоянного самосовершенствования. Освоение программыPowerPoint убедило меня в том, что подготовка мультимедийных презентаций к урокам – бескрайнее поле для фантазии учителя и учащегося.
Меня увлекла работа по созданию фронтальных тестов, т.е. тестов, предназначенных для одновременной фронтальной проверки знаний и умений учащихся всего класса. Мне особенно нравится в их использовании то, что я получаю немедленный результат, фиксирую его, а значит, могу тут же, на уроке, выполнить работу над ошибками, скорректировать урок, исходя из результатов проверки.
Применение компьютерных тестов как одной из форм фронтальной проверки знаний и умений учащихся позволяет задействовать всех учащихся, экономит время на уроке, решает проблему накопляемости оценок, повышает интерес к предмету, является подготовкой к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ. Кроме того, систематическое применение подобной проверки приучает учащихся быть активными и добросовестно готовится к урокам.
Для проведения фронтальных тестов мне как учителю необходимы:
- компьютер,
- проектор,
- экран.
А в руках учащихся при тестировании могут быть:
- магнитные доски или
- веера цифр.
Печатные сборники чаще всего предлагают тематические и итоговые тесты для проверки знаний учащихся. Подготовительные тесты встречаются очень редко. Считаю, что лучшими подготовительными тестами являются фронтальные тесты с использованием компьютера и мультимедийного проектора. Именно такие тесты не только выявляют уровень готовности детей к изучению новой темы урока, но и корректируют их знания, демонстрируя правильный ответ.
Приведу примеры подготовительных фронтальных тестов, которые я выполнила в программе “PowerPoint” и использовала на уроках русского языка.
- Показ презентации во время выступления.
На этапе актуализации имеющихся знаний:
- Перед изучением склонения имён существительных провела тест «Определи род имени существительного». В нём детям предлагалось выбрать из перечисленных существительных существительные женского рода, мужского рода, среднего рода.
- Перед изучением темы «Разбор слов по составу…» проводила тест «Однокоренные слова», в котором ученики выбирали «лишнее» слово, т.е. которое не является однокоренным остальным словам.
- Перед изучением темы «Второстепенные члены предложения» я провела составленный мной подготовительный тест «Главные члены предложения».
- Перед изучением темы «Безударные окончания существительных» проводила фронт.тест «Определи падеж существительного по вопросу».
Для закрепления изученного материала я предлагала учащимся, например тесты:
- Суффиксы –ик, -ек;
- Мягкий знак после шипящих;
- Им. и В. падежи имён существительных;
- Разделительные ь и ъ знаки.
С помощью мультимедийной презентации можно облегчить, упростить понимание большого правила, а значит сэкономить время на уроке для дальнейшего закрепления изученного. Вот как можно облегчить понимание, например, новой темы «Образование сложных слов».
С помощью мультимедийной презентации для урока обобщения знаний и умения создаю тематический фронтальный тест.
Таким образом, фронтальные тесты могут быть использованы с различными дидактическими целями, направлены на повышение качества образования.
Фон, дизайн слайдов в презентации, считаю, должен отличаться из урока в урок. Грамотное использование цвета, размера букв, расположения вопроса и ответов при разработке фронтальных тестов повышают настроение, работоспособность, развивают вкус детей.
Особенно важным в проведении фронтальных тестов, считаю, диагностику пробелов в знаниях учащихся, которые имеют возможность осуществить самопроверку (на экране после ответа детей высвечивается правильный) и самооценку (высвечиваются критерии оценок).Во время проведения фронтального теста у меня всегда под рукой таблица со списком класса, в шапке которой либо указывается по порядку № слайда, либо (мне кажется это более удобным) формулировка вопроса теста.
● Показ листка «Бланк ответов учащихся по теме...»
При проведении тестирования я в таблице ставлю значок в клеточке напротив ученика, допустившего ошибку.
Таким образом, сразу же после проведения теста у меня на руках полная картина уровня обученности класса по данной теме. Я могу строить или индивидуальную работу с учащимися, или остановиться на объяснении конкретного вопроса, который вызвал наибольшее количество ошибок, или смело переходить к новой теме, потому что хорошо усвоен ранее изученный материал.Проведение подобного тестирования способствует повышению мотивации учащихся, готовности к контролю знаний в новой форме.
Итак, на мой взгляд, достоинства фронтального тестирования очевидны.
Составить тест в мультимедийном варианте, необходимый конкретно для данной темы урока или этапа урока, несложно. Главное – определить цель его проведения, чтобы тест нёс в себе эффективное решение задачи урока, продумать, как будет использоваться результат тестирования, чтобы тест служил методом не только контроля, но и их корректировки знаний.
Мой педагогический опыт позволяет сделать вывод: использование мультимедийных презентаций на уроке – процесс, безусловно, творческий, но в то же время имеющий целый ряд предписаний и правил.
Сейчас в интернете можно найти множество презентаций на любую тему урока. При отборе необходимо соблюдать важное условие: использование компьютерных программ должно быть соотнесено с дидактической целью урока, органично входить в его структуру и вести к рациональному решению поставленных задач.
Уважаемый коллеги, на столах у вас есть памятка «Правила создания мультимедийной презентации».Вы можете ознакомиться с правилами создания мультимедийной презентации, предложенными образовательным порталом «Интел» и творческим коллективом нашей школы. Остановлюсь лишь на некоторых требованиях:
- Соблюдение единого стиля оформления,
- Обязательная орфографическая и пунктуационная грамотность,
- Нельзя перегружать слайды зрительной информацией,
- Шрифт и цвет фона должен хорошо сочетаться, не мешать чтению,
- Хорошее качество используемых фото или картинок,
- Минимальное количество строк и столбцов в таблицах,
- Наиболее важная информация должна располагаться по центру или выше,
- Не злоупотреблять анимационными эффектами,
- Не использовать звуковое или музыкальное сопровождение, если это не несёт смысловую нагрузку,
- Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.
Сейчас педагоги всё чаще участвуют в профессиональных конкурсах, в которых необходимо предоставить презентацию к уроку. Эта памятка, надеюсь, поможет грамотно составить презентацию.
А сейчас давайте попробуем найти ошибки в оформлении презентаций, которые встречаются сплошь и рядом в интернете.
- Показ презентаций, созданных с нарушениями правил. Обсуждение ошибок с аудиторией.
В погоне за наглядностью, которую обеспечивает мультимедийная презентация, на самом деле, можно не помочь, а навредить. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.
Правила СанПиН определяют нормативную длительность непрерывного применения различных ТСО. Так, в течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать 3-4 для обучающихся начальных классов, 4-6 для обучающихся основной и средней школ.
В заключение хочу добавить, что никакая техника не заменит «живого» общения учителя с учеником. Мультимедийная презентация не в состоянии сказать ученику: «Коля, ты сильно наклоняешься при письме» или «Света, ещё раз прочитай слово по слогам, прежде чем списать его без ошибок» и т.д. Так что всё должно быть в меру.
Желаю вам, уважаемые гости, быть также безупречны, как Джоконда, и всегда иметь чувство юмора. Спасибо за внимание.
Выступление подготовила и провела:
учитель нач.классов 1 категории
Саченко В.А.
|