Сайт Саченко Виктории Анатольевны

Меню сайта
Разделы
Мои выступления, статьи [16]
Выступления на различных совещаниях, педсоветах, семинарах. Мастер-классы, статьи
Памятки [30]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои выступления, статьи

Использование мультимедийных презентаций на уроке: бесконечное творчество или строгие правила?

Использование мультимедийных презентаций на уроке:

бесконечное творчество или строгие правила?

Хочется начать своё выступление словами "Учитель остается учителем, пока учится сам".

Новые требования  к результатам образования и технические возможности требуют от учителя постоянного самосовершенствования.  Освоение программыPowerPoint убедило меня в том, что подготовка мультимедийных презентаций к урокам – бескрайнее поле для фантазии учителя и учащегося.

Меня увлекла работа по созданию фронтальных тестов, т.е. тестов, предназначенных  для одновременной фронтальной проверки знаний и умений учащихся всего класса. Мне особенно нравится в их использовании то, что я получаю немедленный результат, фиксирую его, а значит, могу тут же, на уроке, выполнить работу над ошибками, скорректировать урок, исходя из результатов проверки.

Применение компьютерных тестов как одной из форм фронтальной проверки знаний и умений учащихся позволяет задействовать всех учащихся, экономит время на уроке, решает проблему накопляемости оценок, повышает интерес к предмету, является подготовкой к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ. Кроме того, систематическое применение подобной проверки приучает учащихся быть активными и добросовестно готовится к урокам.

Для проведения фронтальных тестов мне  как учителю необходимы:

  • компьютер,
  • проектор,
  • экран.

А в руках учащихся при тестировании могут быть:

  • магнитные доски или
  • веера цифр.

Печатные сборники чаще всего предлагают тематические и итоговые тесты для проверки знаний учащихся. Подготовительные тесты встречаются очень редко. Считаю, что лучшими подготовительными тестами являются фронтальные тесты с использованием компьютера и мультимедийного проектора. Именно такие тесты не только выявляют уровень готовности детей к изучению новой темы урока, но и корректируют их знания, демонстрируя правильный ответ.

Приведу примеры подготовительных фронтальных тестов, которые я выполнила в программе “PowerPoint” и  использовала на уроках русского языка.

  • Показ презентации во время выступления.

На этапе актуализации имеющихся знаний:

  1. Перед изучением склонения имён существительных провела тест «Определи род имени существительного». В нём детям предлагалось выбрать из перечисленных существительных существительные  женского рода, мужского рода, среднего рода.
  2. Перед изучением темы «Разбор слов по составу…» проводила тест «Однокоренные слова», в котором ученики выбирали «лишнее» слово, т.е. которое не является однокоренным остальным словам.
  3. Перед изучением темы «Второстепенные члены предложения» я провела составленный мной подготовительный тест  «Главные члены предложения».
  4. Перед изучением темы «Безударные окончания существительных» проводила фронт.тест «Определи падеж существительного по вопросу».

Для закрепления изученного материала я предлагала учащимся, например тесты:

  1. Суффиксы –ик, -ек;
  2. Мягкий знак после шипящих;
  3. Им. и В. падежи имён существительных;
  4. Разделительные ь  и  ъ знаки.

С помощью мультимедийной презентации можно облегчить, упростить понимание большого правила, а значит сэкономить время на уроке для дальнейшего закрепления изученного. Вот как можно облегчить понимание, например, новой темы «Образование сложных слов».

С помощью мультимедийной презентации для урока обобщения знаний и умения создаю тематический фронтальный тест.

Таким образом, фронтальные тесты могут быть использованы с различными дидактическими целями, направлены на повышение качества образования.

Фон, дизайн слайдов в презентации, считаю, должен отличаться из урока в урок. Грамотное использование цвета, размера букв, расположения вопроса и ответов при разработке фронтальных тестов повышают настроение, работоспособность, развивают вкус детей.

Особенно важным в проведении фронтальных тестов, считаю, диагностику пробелов в знаниях учащихся, которые имеют возможность  осуществить самопроверку (на экране после ответа детей высвечивается правильный) и самооценку (высвечиваются  критерии оценок).Во время проведения фронтального теста у меня всегда под рукой таблица со списком класса, в шапке которой либо указывается по порядку № слайда, либо (мне кажется это более удобным) формулировка вопроса теста.

Показ листка «Бланк ответов учащихся по теме...»

При проведении тестирования я в таблице ставлю значок в клеточке напротив ученика, допустившего ошибку.

Таким образом, сразу же после проведения теста у меня на руках полная картина уровня обученности класса по данной теме. Я могу строить или индивидуальную работу с учащимися, или остановиться на объяснении конкретного вопроса, который вызвал наибольшее количество ошибок, или смело переходить к новой теме, потому что хорошо усвоен ранее изученный материал.Проведение подобного тестирования  способствует повышению  мотивации учащихся, готовности к  контролю знаний  в новой форме.

Итак, на мой взгляд, достоинства фронтального тестирования очевидны.

Составить тест в  мультимедийном варианте, необходимый конкретно для данной темы урока или этапа урока, несложно. Главное – определить цель его проведения, чтобы тест нёс в себе эффективное решение задачи урока, продумать, как будет использоваться результат тестирования, чтобы тест служил методом не только контроля, но и их корректировки знаний.

Мой педагогический опыт позволяет сделать вывод: использование мультимедийных презентаций на уроке – процесс, безусловно,  творческий, но в то же время  имеющий целый ряд предписаний и правил.

Сейчас в интернете можно найти  множество презентаций на любую тему урока. При отборе необходимо соблюдать важное условие:  использование компьютерных программ должно быть соотнесено с дидактической целью урока, органично входить в его структуру и вести к рациональному решению поставленных задач.

Уважаемый коллеги, на столах у вас есть памятка  «Правила создания мультимедийной презентации».Вы можете ознакомиться с правилами создания мультимедийной презентации, предложенными  образовательным  порталом «Интел» и творческим коллективом нашей школы. Остановлюсь лишь на некоторых требованиях:

  • Соблюдение единого стиля оформления,
  • Обязательная орфографическая и пунктуационная грамотность,
  • Нельзя перегружать слайды зрительной информацией,
  • Шрифт и цвет фона должен хорошо сочетаться, не мешать чтению,
  • Хорошее качество используемых фото или картинок,
  • Минимальное количество строк и столбцов в таблицах,
  • Наиболее важная информация должна располагаться по центру или выше,
  • Не злоупотреблять анимационными эффектами,
  • Не использовать звуковое или музыкальное сопровождение, если это не несёт смысловую нагрузку,
  • Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

Сейчас педагоги всё чаще участвуют в профессиональных конкурсах, в которых необходимо предоставить презентацию к уроку. Эта памятка, надеюсь, поможет  грамотно составить  презентацию.

А сейчас давайте попробуем найти ошибки в оформлении презентаций, которые встречаются сплошь и рядом в интернете.

  • Показ презентаций, созданных с нарушениями правил. Обсуждение ошибок с аудиторией.

В  погоне за наглядностью, которую обеспечивает мультимедийная презентация, на самом деле, можно не помочь, а навредить. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной  работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.

Правила СанПиН определяют нормативную длительность непрерывного применения различных ТСО. Так, в течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать 3-4 для обучающихся начальных классов, 4-6 для обучающихся основной и средней школ.

В заключение хочу добавить, что никакая техника не заменит «живого» общения учителя с учеником. Мультимедийная презентация не в состоянии сказать ученику: «Коля, ты сильно наклоняешься при письме» или «Света, ещё раз прочитай слово по слогам, прежде чем списать его без ошибок» и т.д. Так что всё должно быть в меру.

Желаю вам, уважаемые гости, быть также безупречны, как Джоконда, и всегда иметь чувство юмора. Спасибо за внимание.

Выступление подготовила и провела:

учитель нач.классов 1 категории

Саченко В.А.

Категория: Мои выступления, статьи | Добавил: Винцента (31.07.2014) | Автор: Саченко Виктория Анатольевна
Просмотров: 804 | Теги: фронтальные тесты, Тесты | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Наш проект
Музыка
Форма входа
Я в Интернете
http://my.mail.ru/mail/vincenta72/

Copyright vincenta72@ucoz.ru©2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz