Урок окружающего мира в 4 классе.
Тема: «Во времена Древней Руси».
Цель: познакомить с образованием государства Древняя Русь и ролью принятия христианства для Древней Руси.
Задачи: 1) дать понятие о возникновении древнерусского государства, познакомить с историческими личностями – русскими князьями: Рюрик, Олег, Владимир, историческими датами: 882 г. (образование государства) и 988 г. (крещение Руси), учить работать с картой;
2) развивать речь учащихся и кругозор, внимание, умение анализировать и делать выводы;
3) воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей страны, прививать любовь к Родине.
Оборудование: мультимедийный проектор и экран, компьютер, презентация к уроку, песня «Гляжу в озёра синие» в исп. Е. Шавриной, карточки: занятия др.славян, племена, язычество, вече, Рюрик, 882 г., 988 г., государство, Русь, правитель, князь, помощники, бояре, дружина, торговля, волоком
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Проверка дом. задания.
• Звучит 2 куплета песни «Гляжу в озёра синие».
- Какие чувства вызвала у вас песня? (любовь к Родине.)
- Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по далёкому прошлому нашей страны. Вспомните тему предыдущего урока. (Жизнь древних славян.)
- Проверим наши знания по плану, которому составили на прошлом уроке:
1. Расселение древних славян. (Работа с картой.)
2. Занятия мужчин и женщин. (Рисунки, пересказ.)
3. Сплочённость племени. (Пересказ.)
4. Дома древних славян.
5. Боги и славянские праздники (Доп. литература.)
- На какой территории расселились древние славяне? (В восточной Европе, между морями Балтийским и Чёрным.)
- На карте расселения древних славян использовано несколько цветов. О чём рассказывает карта? (Розовым цветом обозначена территория расселения восточных славян, зелёным – западные славяне, светло-зелёным – южные славяне.)
- Что ещё можно рассказать о расселении славян? (Это разные племена восточных славян… Их 12 племён.)
- Какие народы позже произошли от восточных славян? (Русские, украинцы и белорусы.)
- Расскажите о занятиях мужчин и женщин древних славян. (…)
- Что мы подразумевали под сплочённостью восточных славян? (Сообща занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес… Трудовые навыки передавались из поколения в поколение.)
- Последний вопрос нашего плана требовал от вас умения работать с дополнительной литературой. Расскажите о богах и славянских праздниках, обязательно указав источник, с которым работали.
- Подведём итог сказанному. Каким образом же жили древние славяне? (Племенами.)
- Вспомните, когда у людей много богов, как называется многобожие по-другому? (Язычество)
- Назовите основные занятия древних славян. (Охота, рыболовство, бортничество, земледелие.)
• Вывешиваются карточки со словами на доску: 1 - племена; 2 - охота, рыболовство, бортничество, земледелие; 3 - язычество.
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и целей урока.
- Мудрецы говорят, что в жизни нет ничего постоянного, жизнь течёт, всё меняется… Как доказать эту мысль? (Мы – потомки древних славян сейчас живём совсем по-другому.)
- Мы уже знаем, как жили наши древние предки, древние славяне. О чём бы вы хотели узнать дальше? (…)
- Тема сегодняшнего урока «Во времена Древней Руси».
- А что же такое «Русь»? (Государство.)
- Значит о чём нам предстоит сегодня узнать? (О возникновении древнерусского государства под названием Русь.)
- Давайте сначала вспомним признаки государства. Попробуйте на основе нашей сегодняшней страны определить признаки государства. (Единая территория, столица, единый правитель, помощники правителя, единые законы, охраняемая граница, народ.)
• Вывешиваются карточки: государство, столица, правитель, помощники правителя, армия, народ.
- Что мы должны узнать на уроке? (Как изменилась жизнь др. славян? Как появилось государство? Кто был его правителем, помощниками? Какая была армия?)
2. Работа над новым материалом.
У древних славян правления не было такого, как теперь у нас. Для важных дел старейшины сходились на вече (собрание, мирские сходки) и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Они начали княжить, кто они были такие, и как началось Русское государство, достоверно не известно. В летописи об этом рассказывается следующее…
- Прослушайте рассказ из летописи и обратите внимание на то, какие произошли изменения в жизни славян.
• Читает ученик (карточка на каждом столе):
- Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три князя варяго-русские Рюрик и два брата его пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. От имени рода первых князей русь и земля стала называться «русской».
- Почему славяне отправили послов к варягам? (Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки.)
- Кто пришёл княжить? (Рюрик и два брата его.)
- Рассказ из летописи отложили в сторону.
- Начнём работу с карты «Древняя Русь». Рассмотрите карту на с. 41. Будем работать по вариантам в паре.
- Покажите территорию Древней Руси в конце IX века, а потом в середине XI века. Сравните. (Территория Древней Руси к середине XI века увеличилась)
- А как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоёвывали новые земли.)
- Что способствовало объединению славянских племён в единое государство? (Объединились, чтобы легче было противостоять нападению кочевников.)
• Вывешиваю карточку «защита от кочевников».
- Что на карте выделено красной жирной сплошной линией? Как называется эта линия? (Это важнейший торговый путь «из варяг в греки».)
- Почему этот путь назвали именно так, посмотрите внимательно на карту и догадайтесь. (Путь соединяет варяг, которые живут у берегов Балтийского моря и простирается через всю Русь, идёт через Чёрное море… в Византийскую империю в город Константинополь (Царьград), к грекам.)
- Этот путь водный или сухопутный? (Водный – морской и речной.)
- Это торговый путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию. Так назвал этот путь летописец Сильвестр: «из варяг в греки».
- А ещё есть другие пути. Какие? (По суше на запад, на восток по реке Ока, Волга.)
- Назовём ещё раз основные занятия др. славян. (…). Что-то изменилось? (Теперь стала развиваться внешняя торговля, т.е. торговля с другими странами.)
• Вывешивается напротив карточки «охота, …» карточка «торговля».
- Обратите внимание на расположение городов. Что заметили? (По этому торговому пути образовались крупные города Новгород, Смоленск, Чернигов, Киев, Переяславль.)
- Чем же торговать могли славяне? (Меха, шкуры, мёд, воск, говяжий жир, хмель, сало, клыки моржей, льняное полотно.)
- А что же покупали? (Вина, шелка, ювелирные украшения, изделия из стекла, специи, драгоценные камни, ковры, оружие дамасской стали, железо, соль.)
- Ещё раз повнимательнее проследите весь торговый путь, как вы сказали, водный путь. Может что-то заметите… (Водный путь прерывается близ г. Смоленска.)
- Как же поступали торговцы? Путь не прерывается, а проходит уже не по реке, потом опять по реке?
• Видеоотрывок «Торговый путь» (0:58 – 1:26)
- Как тянули корабли по суше? (Тянули по суше корабли «волоком».)
- Теперь давайте сделаем вывод: какие же 2 основные причины образования государства мы назвали? (Защита от кочевников и торговля.)
- Понятно, что управлять такой обширной землёй без строгого порядка было нельзя. Вот и пригласили варяжских князей править.
- Как же назвали новое государство? (Русь.)
• Вывешивается напротив карточки «государство» - «Русь».
- Государство под названием Русь образовано в 882 году. – карточка!
- Найдите на с. 40 ответ на вопрос: какой же город стал столицей Руси.
• Вывешивается карточка «Киев».
- Поэтому государство стали ещё называть Киевской Русью.
- Где же найти ответы на остальные вопросы? Стр. 42.
Найдите ответы на поставленные нами в начале урока вопросы: как назывался правитель в Древней Руси и кто были его помощники. (Великий князь киевский, а его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верная и преданная княжеская дружина.)
• Вывешиваются карточки: князь, бояре, дружина.
- А как же назвали народ? (Русским.)
- Слово «князь» происходит от славянского «конязь» - конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками.
- Летописи говорят, что в 879 году после смерти Рюрика княжение перешло к его родственнику Олегу. Этот князь прославил своё имя в веках. Именно он сделал Киев – столицей Руси, потому что ему понравился этот город, его расположение. А чем ещё прославился прочитаем на с. 42.
(Князь Олег особенно прославился своими военными подвигами)
Славянский народ любил давать прозвища. Кто слышал как назвали князя Олега? (Вещий Олег.) А почему так? (За его хитрость и мудрость, «вещий» то есть «знающий».)
- Правнука Рюрика князя Владимира прозвали Красным Солнышком. Как вы думаете, какого князя назвали бы именно так, Красным Солнышком? (Доброго, справедливого, который сделал для своего народа много хорошего.)
• Схема «родословная князей Древней Руси».
- Прочитайте заголовок следующего текста в учебнике. (Князь Владимир и крещение Руси.)
- Так чем же ещё прославился Князь Владимир – Красное Солнышко? (…)
- Вернёмся ещё раз к карте. Мы видим, что Древняя Русь имела 12 союзов племён. Каждое племя имело своего бога и не одного. Частыми были междоусобицы, т.е. ссоры между племенами, войны.
- А что давало принятие христианства на Руси? (…)
ВАРИАНТЫ
Iв. - Владимир знал, что на всех соседских территориях существовали оформившиеся религии, т.е. всё государство верило в одного бога. И только Древняя Русь оставалась языческой, т.е. каждое племя верило в своё божество, богов было много, мы знаем об этом. А вера в одного бога объединяет людей. Владимир послал гонцов, чтобы они разведали, какие веры бывают, в чём их особенность, а потом рассказали ему.
Кстати, его бабушка, княгиня Ольга, в своё время самостоятельно приняла крещение, стала христианкой.
- Что такое крещение? (…) Прочитайте определение на с. 43. (…)
- О том, как происходило крещение Руси, прочитайте из учебника, начиная с последнего абзаца на с.43. С помощью карандаша выделите значение принятия христианства на Руси.
(…)
• Проверка после того как назвали. Чтение с экрана:
- Распространение грамотности, просвещения
- Развитие искусства и ремёсел
- Вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего
- Укрепление связей с другими государствами.
- В г. Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком. А вы знаете, что Киев в наше современное время уже не является городом России? (Столица Украины.)
- В каком году было крещение Руси? (В 988 г.)
• Вывешиваю табличку: крещение Руси - 988 г.
IIв. – Сейчас вы просмотрите отрывок из фильма «Крещение Руси» и назовёте причины принятия христианства Владимиром.
- Значение принятия христианства на Руси?
(Такая же проверка….)
IV. Итог урока.
- Подведём итог. Что же изменилось во времена Древней Руси? (Возникло государство под названием Русь, ею правил князь, помогали ему бояре, защищала дружина, у древних славян было принято язычество, в Древней Руси в 988 г. произошло крещение Руси, стала развиваться внешняя торговля.)
- Назовите исторических личностей, русских князей, о которых вы узнали сегодня на уроке. (Рюрик, Олег, Владимир.)
- О чём говорят исторические даты 882 год и 988 год?
V. Д/з
- Дома ещё раз перечитаете текст учебника, ответите на его вопросы, выполните задания в тетради. А ещё я вам предлагаю подготовить сообщения о русских князьях или о крещении Руси.
|