Сайт Саченко Виктории Анатольевны

Меню сайта
Разделы
ТЕСТЫ [17]
Конспекты уроков [8]
Мои конспекты уроков в начальной школе
Дополнительный материал к урокам [12]
Дополнительный занимательный и полезный материал к урокам в начальной школе
Рабочие программы [16]
Рабочие программы для начальной школы
Для вас, ученики [22]
Диагностика УУД [11]
Комплексные проверочные работы [6]
ВПР для 4 класса [0]
Всероссийские проверочные работы. Волкова Е.В.
Материалы для кл.часа [11]
Видеоролики и презентации для классного часа в начальной школе
Электронные тетради "Нач.шк. 21 века" [18]
Проверочные работы (карточки) [11]
Проверочные карточки для нач.школы по основным учебн.предметам
математика [0]
проверочные карточки по математике
русский язык [0]
проверочные карточки по русскому языку для начальной школы
Видеоуроки [31]
Видеоуроки для учащихся начальной школы
математика [0]
Видеоуроки по математике для учащихся начальных классов
русский [0]
Видеоуроки для учащихся начальных классов
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Конспекты уроков

Урок окружающего мира. 4 класс. Тема: «Во времена Древней Руси».
02.08.2014, 12:23

Урок окружающего мира в 4 классе.

Тема: «Во времена Древней Руси».

Цель: познакомить с образованием государства Древняя Русь и ролью принятия христианства для Древней Руси.

Задачи:  1) дать понятие о возникновении древнерусского государства, познакомить с историческими личностями – русскими князьями: Рюрик, Олег, Владимир, историческими датами: 882 г. (образование государства) и 988 г. (крещение Руси), учить работать с картой;

2) развивать речь учащихся и кругозор, внимание, умение анализировать и делать выводы;

3) воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей страны, прививать любовь к Родине.

Оборудование: мультимедийный проектор и экран, компьютер, презентация к уроку, песня «Гляжу в озёра синие» в исп. Е. Шавриной, карточки: занятия др.славян, племена, язычество, вече, Рюрик, 882 г., 988 г., государство, Русь, правитель, князь, помощники, бояре, дружина, торговля, волоком

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Проверка дом. задания.

• Звучит 2 куплета песни «Гляжу в озёра синие».

- Какие чувства вызвала у вас песня? (любовь к Родине.)

- Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по далёкому прошлому нашей страны. Вспомните тему предыдущего урока. (Жизнь древних славян.)

- Проверим наши знания по плану, которому составили на прошлом уроке:

1. Расселение древних славян. (Работа с картой.)

2. Занятия мужчин и женщин. (Рисунки, пересказ.)

3. Сплочённость племени. (Пересказ.)

4. Дома древних славян.

5. Боги и славянские праздники (Доп. литература.)

- На какой территории расселились древние славяне? (В восточной Европе, между морями Балтийским и Чёрным.)

- На карте расселения древних славян использовано несколько цветов. О чём рассказывает карта? (Розовым цветом обозначена территория расселения восточных славян, зелёным – западные славяне, светло-зелёным – южные славяне.)

- Что ещё можно рассказать о расселении славян? (Это разные племена восточных славян… Их 12 племён.)

- Какие народы позже произошли от восточных славян? (Русские, украинцы и белорусы.)

- Расскажите о занятиях мужчин и женщин древних славян. (…)

- Что мы подразумевали под сплочённостью восточных славян? (Сообща занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес… Трудовые навыки передавались из поколения в поколение.)

- Последний вопрос нашего плана требовал от вас умения работать с дополнительной литературой. Расскажите о богах и славянских праздниках, обязательно указав источник, с которым работали.

- Подведём итог сказанному. Каким образом  же жили древние славяне? (Племенами.)

- Вспомните, когда у людей много богов, как называется многобожие по-другому? (Язычество)

- Назовите основные занятия древних славян. (Охота, рыболовство, бортничество, земледелие.)

• Вывешиваются карточки со словами на доску: 1 - племена; 2 - охота, рыболовство, бортничество, земледелие; 3 - язычество.

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и целей урока.

- Мудрецы говорят, что в жизни нет ничего постоянного, жизнь течёт, всё меняется… Как доказать эту мысль? (Мы – потомки древних славян сейчас живём совсем по-другому.)

- Мы уже знаем, как жили наши древние предки, древние славяне. О чём бы вы хотели узнать дальше? (…)

- Тема сегодняшнего урока «Во времена Древней Руси».

- А что же такое «Русь»? (Государство.)

- Значит о чём нам предстоит сегодня узнать? (О возникновении древнерусского государства под названием Русь.)

- Давайте сначала вспомним признаки государства. Попробуйте на основе нашей сегодняшней страны определить признаки государства. (Единая территория, столица, единый правитель, помощники правителя, единые законы, охраняемая  граница, народ.)

• Вывешиваются карточки: государство, столица, правитель, помощники правителя, армия, народ.

- Что мы должны узнать на уроке? (Как изменилась жизнь др. славян? Как появилось государство? Кто был его правителем, помощниками? Какая была армия?)

2. Работа над новым материалом.

У древних славян правления не было такого, как теперь у нас. Для важных дел старейшины сходились на вече (собрание, мирские сходки) и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Они начали княжить, кто они были такие, и как началось Русское государство, достоверно не известно. В летописи об этом рассказывается следующее…

- Прослушайте рассказ из летописи  и обратите внимание на то, какие произошли изменения в жизни славян.

Читает ученик (карточка на каждом столе):

- Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три князя варяго-русские Рюрик и два брата его пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. От имени рода первых князей русь и земля стала называться «русской».

- Почему славяне отправили послов к варягам? (Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки.)

- Кто пришёл княжить? (Рюрик и два брата его.)

- Рассказ из летописи отложили в сторону.

- Начнём работу с карты «Древняя Русь». Рассмотрите карту на с. 41. Будем работать по вариантам в паре.

- Покажите территорию Древней Руси в конце IX века, а потом в середине XI века. Сравните. (Территория Древней Руси к середине XI века увеличилась)

- А как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоёвывали новые земли.)

- Что способствовало объединению славянских племён в единое государство? (Объединились, чтобы легче было противостоять нападению кочевников.)

• Вывешиваю карточку «защита от кочевников».

- Что на карте выделено красной жирной сплошной линией? Как называется эта линия? (Это важнейший торговый путь «из варяг в греки».)

- Почему этот путь назвали именно так, посмотрите внимательно на карту и догадайтесь. (Путь соединяет варяг, которые живут у берегов Балтийского моря и простирается через всю Русь, идёт через Чёрное море… в Византийскую империю в город Константинополь (Царьград), к грекам.)

- Этот путь водный или сухопутный? (Водный – морской и речной.)

- Это торговый путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию. Так назвал этот путь летописец Сильвестр: «из варяг в греки».

- А ещё есть другие пути. Какие? (По суше на запад, на восток по реке Ока, Волга.)

- Назовём ещё раз основные занятия др. славян. (…). Что-то изменилось? (Теперь стала развиваться внешняя торговля, т.е. торговля с другими странами.)

• Вывешивается напротив карточки «охота, …»  карточка «торговля».

- Обратите внимание на расположение городов. Что заметили? (По этому торговому пути образовались крупные города Новгород, Смоленск, Чернигов, Киев, Переяславль.)

- Чем же торговать могли славяне? (Меха, шкуры, мёд, воск, говяжий жир, хмель, сало, клыки моржей, льняное полотно.)

- А что же покупали? (Вина, шелка, ювелирные украшения, изделия из стекла, специи, драгоценные камни, ковры, оружие дамасской стали, железо, соль.)

- Ещё раз повнимательнее проследите весь торговый путь, как вы сказали, водный путь. Может что-то заметите… (Водный путь прерывается близ г. Смоленска.)

- Как же поступали торговцы? Путь не прерывается, а проходит уже не по реке, потом опять по реке?

• Видеоотрывок «Торговый путь» (0:58 – 1:26)

- Как тянули корабли по суше? (Тянули по суше корабли «волоком».)

- Теперь давайте сделаем вывод: какие же 2 основные причины образования государства мы назвали? (Защита от кочевников и торговля.)

- Понятно, что управлять такой обширной землёй без строгого порядка было нельзя. Вот и пригласили варяжских князей править.

- Как же назвали новое государство? (Русь.)

• Вывешивается напротив карточки «государство» - «Русь».

- Государство под названием Русь образовано в 882 году. – карточка!

- Найдите на с. 40 ответ на вопрос: какой же город стал столицей Руси.

• Вывешивается карточка «Киев».

- Поэтому государство стали ещё называть Киевской Русью.

- Где же найти ответы на остальные вопросы? Стр. 42.

Найдите ответы на поставленные нами в начале урока вопросы: как назывался правитель в Древней Руси и кто были его помощники. (Великий князь киевский, а его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верная и преданная княжеская дружина.)

• Вывешиваются карточки: князь, бояре, дружина.

- А как же назвали народ? (Русским.)

- Слово «князь» происходит от славянского «конязь» - конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками.

- Летописи говорят, что в 879 году после смерти Рюрика княжение перешло к его родственнику Олегу. Этот князь прославил своё имя в веках. Именно он сделал Киев – столицей Руси, потому что ему понравился этот город, его расположение. А чем ещё прославился прочитаем на с. 42.

(Князь Олег особенно прославился своими военными подвигами)

Славянский народ любил давать прозвища. Кто слышал как назвали князя Олега? (Вещий Олег.) А почему так? (За его хитрость и мудрость, «вещий» то есть «знающий».)

- Правнука Рюрика князя Владимира прозвали Красным Солнышком. Как вы думаете, какого князя назвали бы именно так, Красным Солнышком? (Доброго, справедливого, который сделал для своего народа много хорошего.)

• Схема «родословная князей Древней Руси».

- Прочитайте заголовок следующего текста в учебнике. (Князь Владимир и крещение Руси.)

- Так чем же ещё прославился Князь Владимир – Красное Солнышко? (…)

- Вернёмся ещё раз к карте. Мы видим, что Древняя Русь имела 12 союзов племён. Каждое племя имело своего бога и не одного. Частыми были междоусобицы, т.е. ссоры между племенами, войны.

- А что давало принятие христианства на Руси? (…)

ВАРИАНТЫ

Iв. - Владимир знал, что на всех соседских территориях существовали оформившиеся религии, т.е. всё государство верило в одного бога. И только Древняя Русь оставалась языческой, т.е. каждое племя верило в своё божество, богов было много, мы знаем об этом. А вера в одного бога объединяет людей. Владимир послал гонцов, чтобы они разведали, какие веры бывают, в чём их особенность, а потом рассказали ему.

Кстати, его бабушка, княгиня Ольга, в своё время самостоятельно приняла крещение, стала христианкой.

- Что такое крещение? (…) Прочитайте определение на с. 43. (…)

- О том, как происходило крещение Руси, прочитайте из учебника, начиная с последнего абзаца на с.43. С помощью карандаша выделите значение принятия христианства на Руси.

(…)

• Проверка после того как назвали. Чтение с экрана:

  • Распространение грамотности, просвещения
  • Развитие искусства и ремёсел
  • Вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего
  • Укрепление связей с другими государствами.

- В г. Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком. А вы знаете, что Киев в наше современное время уже не является городом России? (Столица Украины.)

- В каком году было крещение Руси? (В 988 г.)

• Вывешиваю табличку: крещение Руси - 988 г.

IIв. – Сейчас вы просмотрите отрывок из фильма «Крещение Руси» и назовёте причины принятия христианства Владимиром.

- Значение принятия христианства на Руси?

(Такая же проверка….)

IV. Итог урока.

- Подведём итог. Что же изменилось во времена Древней Руси? (Возникло государство под названием Русь, ею правил князь, помогали ему бояре, защищала дружина, у древних славян было принято язычество, в Древней Руси в 988 г. произошло крещение Руси, стала развиваться внешняя торговля.)

- Назовите исторических личностей, русских князей, о которых вы узнали сегодня на уроке. (Рюрик, Олег, Владимир.)

- О чём говорят исторические даты 882 год и 988 год?

V. Д/з

- Дома ещё раз перечитаете текст учебника, ответите на его вопросы, выполните задания в тетради. А ещё я вам предлагаю подготовить сообщения о русских князьях или о крещении Руси.

Категория: Конспекты уроков | Добавил: Винцента | Теги: древняя русь, урок окружающего мира в 4 классе
Просмотров: 6680 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Наш проект
Музыка
Форма входа
Я в Интернете
http://my.mail.ru/mail/vincenta72/

Copyright vincenta72@ucoz.ru©2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz