Принципы организации школьного анализа
художественного произведения.
Принципы анализа художественного произведения – это те общие положения, которые позволяют учителю методически грамотно построить анализ конкретного текста. Они основываются на закономерностях восприятия литературы как искусства слова детьми младшего школьного возраста. В методике принято выделять следующие принципы анализа:
– принцип целенаправленности;
– принцип опоры на целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие прочитанного;
– принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей восприятия;
– принцип учёта потребностей ребёнка;
– принцип внимательного отношения к тексту произведения;
– принцип единства формы и содержания;
– принцип избирательности;
– принцип целостности;
– принцип направленности анализа на литературное развитие ребёнка, на формирование специальных читательских умений, на совершенствование навыка чтения.
Рассмотрим эти принципы применительно к организации урока чтения в начальной школе. Более подробно мы остановимся лишь на самых сложных принципах, рассмотрим, как реализуются принципы на различных этапах урока.
Ι. Анализ должен быть целенаправленным. Цель анализа произведения – углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи. Из этого положения следуют два методических вывода. Во-первых, планируя урок и обдумывая, какие задачи следует решить на нём, учитель должен помнить, что основная задача каждого урока чтения – освоение художественной идеи изучаемого произведения. Именно эта задача обусловливает выбор средств для её решения, т. е. определяет,
- какие литературоведческие знания и в каком объёме понадобятся ученикам,
- какие наблюдения за спецификой данного произведения необходимо сделать на уроке,
- какие приёмы анализа текста окажутся целесообразными,
- какая работа по развитию речи необходима и т. п.
Таким образом, все частные задачи урока определяются его общей целью – постижением идеи произведения, а также спецификой способа существования художественной идеи.
Во-вторых, принцип целенаправленности предполагает, что каждый из вопросов учителя преследует определённую цель, является шагом на пути освоения идеи и учитель понимает, какие умения формируются при выполнении задания, каково место данного задания в общей цепи анализа.
ΙΙ. Анализ текста проводится только после целостного, непосредственного, эмоционального восприятия произведения.
Давайте подробнее поговорим об этом принципе. Будьте готовы ответить на вопросы.
– До первичного чтения художественного произведения важным этапом урока является подготовка к первичному восприятию.
Какую цель преследует этот этап урока?
(Подготовка к первичному восприятию преследует цель создать в классе нужную эмоциональную атмосферу, настроить детей на восприятие конкретного произведения.)
–Какими методическими приёмами может быть достигнута эта цель?
(• Рассказ учителя об авторе данного произведения, о событиях, связанных с написанием произведения. (А.С. Пушкин «Зимний вечер», ссылка в Михайловское.)
• Беседа, оживляющая жизненные впечатления детей и дающая им необходимые для текста сведения. (Беседа о грозе, о чувствах, которые вызывает у людей гроза, об отражении страха перед этим грозным явлением природы в мифологии. Тютчев «Весенняя гроза».)
• Анализ произведений живописи, близких по теме литературному тексту. (Репин «Бурлаки на Волге», Некрасов «На Волге».)
• Викторина по уже известным произведениям писателя. (Рассказы Н. Носова.)
–Эти методические приёмы мы должны употреблять в зависимости от цели урока и идеи произведения.
– Вот учительница одной из школ задаёт такой вопрос детям перед первичным восприятием: «Я буду читать вам стихотворение С. А. Есенина «Пороша», а вы слушайте и думайте, о каком времени года идёт речь в стихотворении».
Да, подобные задания перед чтением держат читателя в напряжении, не дают возможности почувствовать удовольствие от общения с текстом, не способствуют углублению восприятия, потому что ответ на этот вопрос очевиден.
Следующий вопрос:
– А как же разные программы относятся к тому, кто должен осуществлять первичное чтение произведения: учитель или ученик? Как объясняется причина выбора?
По программе «2100» автор предлагает некоторые тексты читать учителю, чтобы не потерять эмоциональное восприятие текста.
Традиционная система обучения и программа «Гармония» утверждают, что чем младше дети, тем целесообразнее, чтобы в первый раз они прослушали текст в исполнении учителя, поскольку слабая техника чтения учащихся 1-2 классов не позволяет им отнестись к самостоятельно прочитанному тексту как к произведению искусства, получить эстетическое удовольствие от чтения.
Однако постепенно следует приучать ребят к самостоятельному чтению про себя незнакомого текста. Поручать ребёнку читать незнакомый текст вслух всему классу нецелесообразно, поскольку такое чтение может быть беглым и правильным, но не может быть выразительным, а значит, потеряется главное – эмоциональность первичного восприятия.
Вот, например, традиционная система обучения говорит, что анализ какой-либо части произведения, не прочитанного школьником до конца, не может привести к успеху.
– А что говорят по этому поводу другие программы? Можно ли разделить первичное чтение текста на несколько уроков?
На самом деле, термин «целостное восприятие» обозначает, что текст произведения должен быть воспринят ребёнком целиком.
Программа «2100» допускает деление объёмных произведений на несколько уроков. Читается первая часть произведения, анализируется, на следующем уроке чтение и анализ второй части.
Программы «Гармония» и традиционная говорят, что анализ произведения, не прочитанного школьниками до конца, не может привести к успеху, поскольку нару-шается естественный читательский интерес, отсутствует возможность соотнести часть и целое, а значит, идея произведения остаётся недоступной. Таким образом, во время первичного восприятия текст обязательно читается целиком. Если объём произведения велик и на чтение уходит весь урок, то анализ проводится на следующем уроке. В этом случае следующий урок начинается с обмена впечатлениями о прочитанном, с пере-читывания отрывков текста, чтобы ввести учащихся в атмосферу произведения, напомнить сюжет и подготовить их к анализу.
Работа учителя основывается на рекомендации автора учебника программы.
Таким образом, принцип целостного, непосредственного, эмоционального восприятия прочитанного предполагает, что произведение должно вызвать отклик в душе ребёнка. Усилия учителя должны быть направлены на то, чтобы эмоциональная реакция ребёнка при первичном восприятии была созвучна тону произведения.
|