Опыт введения Федеральных государственных образовательных
стандартов второго поколения
в начальной школе №12 г. Ноябрьска ЯНАО
В МОУ «СОШ№12» введение ФГОС началось с 1 сентября 2010 года. 29 первоклассников из 1-г класса начали свой школьный путь с новыми Федеральными государственными стандартами.
В отличие от образовательных стандартов первого поколения (2004г.), которые были ориентированы в основном на задание уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника, стандарты второго поколения (2010 г) предусматривают, прежде всего, задание ориентиров развития всего образовательного пространства, ожидаемые государством, обществом, семьей и личностью результаты образования. Поэтому стандарты выступают как основание для анализа и оценки состояния развития систем образования на различных иерархических уровнях (государства, региона, муниципалитета, образовательного учреждения), а также индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать чему и сейчас учат успешно. Ему должны привить две группы новых умений, универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыкам решения творческих задач, навыкам поиска анализа и интерпретации информации. Задача образовательного процесса – раскрыть способности ребенка, способного выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться. Образовательные программы будут обеспечивать формирование у обучающихся умения ориентироваться в больших объемах информации, активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий. Это должно повысить интерес у детей к учебе, научить понимать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться.
Обучение 1-г класса ведётся на основе УМК «Школа России». Продолжительность уроков в начальной школе в 1 классе - 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут). Продолжительность учебного года - 33 учебные недели. Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале). Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в неделю (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, технология); внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.
Сетка часов внеурочной деятельности в 1-г классе
№ п/п
|
Направления
|
Название
|
Количество часов в неделю
|
1
|
спортивно-оздоровительное
|
Я - здоровячек
|
2
|
2
|
духовно-нравственное
|
Я - патриот России
|
2
|
3
|
общеинтеллектуальное
|
Умники и умницы
Я - исследователь
|
2
1
|
4
|
общекультурное
|
Сказка
|
2
|
5
|
социальное
|
Школа общения
|
1
|
Стандарты второго поколения предлагают механизм интеграции начального и дополнительного образования, в соответствии с запросами детей и их родителей.
Все учащиеся 1-г класса (100%) заняты внеурочной и внешкольной деятельностью, посещают кружки школы, а также городские секции, клубы, музыкальную школу (занимаются шахматами, фигурным катанием, футболом, боксом, каратэ, гимнастикой и др.)
Не только педагогами, ведущими уроки и внеурочные занятия, но и медработником школы осуществляется контроль и корректирование функционального состояния ребёнка.
Выполняя требования СанПиН к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования при организации учебного помещения использованы:
- Персональный компьютер с выходом в Интернет,
- Мультимедийный проектор,
- Интерактивная доска,
- Принтер + сканер,
- Классная доска,
- 15 столов для учащихся,
- 30 стульев для учащихся,
- Компьютерный стол и стул для учителя,
- Умывальник,
- Шкаф-стенка,
- Сменные стенды для таблиц и памяток для учащихся.
Сохранение здоровья детей - стратегия модернизации современного образования. Стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. В МОУ СОШ №12 соблюдены учебно-организационные факторы, которые влияют на здоровье: подобрана мебель, соответственно возрасту детей, выдержан световой режим. В классе много растений. Расписание составлено в соответствии с нормами СанПиНа. Также ведётся работа по предупреждению утомляемости на уроках. Рассаживая учащихся, принимается во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и склонность к простудным заболеваниям. Раз в месяц пересаживание учащихся класса, что исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски. Утренняя зарядка, несколько проводимых за время урока физкультминуток снимают утомление, дают возможность избежать переутомления, они служат не только для снятия у детей мышечного статического напряжения, но и повышают работоспособность. После 2-го и 3-го урока продолжительные перемены (по 15-20 минут), после 4-го урока – прогулка на свежем воздухе с подвижными играми. В течении учебного года проводятся Дни здоровья, классные часы о здоровом образе жизни, спортивные игры и соревнования.
Внеурочная деятельность является важным моментом здоровьесберегающей деятельности. Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности. Родители положительно относятся к продлённому режиму дня, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей.
Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (одно из достоинств новых стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт финансово обеспеченные возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с учащимися. Одним из направлений внеурочной деятельности явился курс «Я – исследователь», составленный на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова. Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и во внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
С учащимися начальных классов заниматься проектной деятельностью достаточно сложно. В такой работе основная роль учителя, который должен обязательно увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Приятно рассказать о том, что групповой творческий проект «Я – мультипликатор», целью которого было создание мультфильма своими силами, был высоко оценён на городском конкурсе проектной деятельности и занял 1 место. Это совместный проект учащихся 1-б и 1-г классов. Дети сами придумали сценарий мультфильма, участвовали в роли художников-мультипликаторов, озвучивали роли героев мультфильма, а также собирали информацию о создании мультипликационных фильмов. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На родительских собраниях учитель Саченко В.А. знакомила с тем, какой должна быть помощь: «Держим за спиной свои "помогающие ручки", включаем силу воли и играем только помогающую роль - помочь найти ВМЕСТЕ информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помочь отобрать главное, помочь оформить аккуратно результаты поиска. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО". Не менее важным результатом такой совместной деятельности является – сплочённость, восполнение детьми дефицита общения со взрослыми, их родителями, у них формируется значимое отношение к понятию "семья”, появляется уверенность в достижении поставленных целей, в своих силах.
Учащиеся 1г класса в течении учебного года активно участвовали во всех проводимых школьных мероприятиях, в которых также имели не только положительный опыт, но и успехи:
1 и 2 место в конкурсе чтецов, посвящённом Дню космонавтики;
2 место в интеллектуальной игре «АБВГДейка»; в операции «Ягодка»; в спортивной игре-эстафете «Весёлые старты».
3 место в конкурсе рисунков к пословицам и поговоркам в рамках недели русского языка и литературы.
Стали победителями конкурсов: творческих работ «Осенняя мозаика» (отмечены групповая и индивидуальная работы), конкурса иллюстрированных шуток, розыгрышей «Первоапрельский калейдоскоп», конкурса аппликаций в рамках недели математики.
На следующий год учащиеся планируют участие в предметных олимпиадах как школьного уровня, так и всероссийского («Русский медвежонок» и интернет-олимпиады), городского и регионального уровней («Пожарный – профессия особая», «Осторожно, огонь!», «Мы за здоровый образ жизни», «От улыбки станет всем светлей» и др.), в различных творческих конкурсах (рисунков, поделок и др.).
На каждого учащегося с первых дней в школе заведены портфолио. Совместно с родителями портфолио заполняется творческими работами учащихся, грамотами, проводимыми тестовыми работами, мониторингами и др.
В начале учебного года в 1-х классах проводилась предметная стартовая диагностика, которая послужила показателем ожидаемой готовности первоклассников к изучению отдельных тем и разделов курсов (математика, русский язык и чтение, окружающий мир).
В конце учебного года - итоговая комплексная работа «Старик и сова» (О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2009). Особенность комплексной работы заключалась в том, что она состояла из двух частей – основной и дополнительной. В основной части работы 6 заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. В работу входят задания по русскому языку, чтению и математике. Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно». Поэтому выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований. Задания дополнительной части (5 заданий) имеют более высокую сложность и выполняются по желанию учащегося. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня требований и служит поводом исключительно для дополнительного поощрения ребёнка.
Результаты итоговой комплексной работы показали, что учащиеся 1-г класса достигли уровня базовой подготовки на 96% (1 ученик не справился) и повышенного уровня на 50%.
Проверка техники чтения показала, что успеваемость и качество чтения составляет 96%, 1 ученик не справился с нормой чтения, 3 ученика из 28 читают 35-40 слов в минуту. Больше 55 сл/мин (норма конца 2 класса) читают 15 человек (53,5%), из них больше 75 сл/мин (норма конца 3 класса) 6 человек (21%) и больше 95 сл/мин (норма конца 4 класса) 3 ученика (11%).
Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.
Главная роль учителя на уроке – организатор учебного процесса, организовывать его нужно так, чтобы ученик на уроке делал всё сам: сам ставил цель, планировал работу, выполнял её и оценивал себя. В соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться. Сколько бы ребенок ни смотрел на образцы написания букв в прописи, пока он сам не начнет писать – пробовать – никакого навыка письма у него не сформируется. Работая с 1-классниками стараюсь создавать учебные ситуации, например:
- Работа в группе: каждому из учеников группы, состоящей из 4-х человек, даётся по 1 предложению текста. Задание: составить связный текст и озаглавить его.
- Работа в парах: взаимопроверка, например, слов из словаря; проговаривание скороговорки друг другу, чтения стихотворения наизусть; придумать для соседа 4 примера на сложение в пределах 10 и т.д.
- Различные задания, вовлекающие конкретных детей данного класса: Здравствуйте, первыми сядут те ребята, имена которых начинаются с гласной буквы; Решите задачу: Максим сегодня съел 2 конфеты, а его друг Денис на 3 конфеты больше. Сколько конфет съел Денис?; Назовите имя писателя, которого зовут также, как Женю Юргина (Евгений Чарушин), Какое изученное нами литературное произведение он написал? (Сказку «Теремок») и т.д.
Учащиеся употребляют в своих ответах такие выражения: «Я думаю», «Я считаю, что … не прав, потому что…», «Я согласен с …, потому что…», «Хочу уточнить ответ…».
Крайне важно формировать навыки, связанные с использованием современных технологий и мультимедийных средств, и не только в связи с их все большим распространением и влиянием на жизнь в обществе, но и потому, что они обладают способностью оказывать мощное влияние на значение и смысл многих привычных явлений и объектов, создавая прочные ассоциации, воздействующие на ход наших мыслей и чувств. С их помощью дети 1 класса на уроках чтения не только видели, но и слышали «живых» Агнию Барто, Корнея Чуковского (видео), вместе с ними читали стихи, на уроках окружающего мира могли наблюдать движение планет вокруг Солнца (движующуюся модель), побывать в настоящем зоопарке, на уроках математики побывать в стране любимых героев мультфильма Смешарики, в гостях у Совуньи, на уроках письма учить правильное написание букв с помощью интерактивной прописи (движущаяся модель написания буквы)… Возможности современных мультимедийных технологий очень обширны.
Работа с родителями занимает не менее важную сторону работы классного руководителя. Семья несёт огромную роль во всестороннем и гармоничном развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер. Цель хорошего классного руководителя сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого используются различные формы и мероприятия этой работы – вот основные из них (из опыта 1г класса):
- Изучение семей учащихся. Знакомство с семьёй начинается с анкеты, которую родители заполняют при первой же встрече на родительском собрании (2-4 сентября), в дальнейшем ежегодно она обновляется. Анкета включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, социального паспорта класса, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников. В этой анкете есть также вопросы: “Особенности характера Вашего ребёнка”, “На что обратить внимание при общении с Вашим ребёнком”, “Медицинские показания”, “Какую помощь в учебно-воспитательном процессе Вашего ребёнка Вы можете оказать классу и школе?” и т.д. В течении учебного года классный руководитель посещает семьи учащихся на дому для более тесного знакомства, решения индивидуальных проблем, возникших в учебно-воспитательном процессе с их ребёнком.
- Работа родительского комитета. В состав родительского комитета входит от трёх до пяти человек, из которых выбирается председатель. Все родители на втором собрании (примерно 20-25 сентября) получают таблицу со списком всех учащихся класса, с ФИО родителей, домашним адресом и телефоном для удобства общения. На собрании учитель объясняет, что будет рада принять помощь всех родителей в любом её проявлении – в организации бесед с учащимися, экскурсий, походов; помощь, связанную с вопросами транспорта, мелкого ремонта, приобретения канцелярских товаров, озеленения класса, проведения праздников и т.д. Родительский комитет составляет план работы на год (он потом в течении учебного года корректируется). Деятельность родительского комитета заключается не только в связи всего родительского коллектива, но они ещё являются и главными помощниками в организации и проведении различных мероприятий, бесед. В этом году родители 1г класса активно участвовали в Дне открытых дверей, на котором родителями были проведены 2 классных часа (о здоровом образе жизни и о соблюдении правил дорожного движения); в творческом школьном конкурсе «России звонкие края»; проводили беседы на родительских собраниях («О вредных привычках родителей и о их влиянии на жизнь и здоровье детей», «Режим дня школьника», «Как развить в ребёнке организованность и самостоятельность» и др.). Родительский комитет принимал активное участие в проведении Дня именинника (осенники, зимники, весенники), проводил игровую программу для детей.
- Классные родительские собрания. С самого начала учитель ставит перед родителями задачу обязательного посещения родительских собраний любым членом семьи свободным в это время. Для того чтобы они имели возможность найти это время, информация о проведении собрания передаётся заранее по нескольким каналам – во-первых, через ребёнка (запись в дневнике, возле которой надо расписаться), во-вторых, через родительский комитет по телефону. На первом же родительском собрании при заполнении анкет родители вносят свои предложения по поводу темы и формы проведения родительских собраний, а также времени его проведения. Тщательная подготовка к проведению каждого родительского собрания: информация от учителей-предметников об учениках, их поведении и успеваемости, подготовка «Карт успехов» по всем учебным предметам по каждому разделу или пройденной теме на каждого ученика (так как в 1-ом классе безотметочное обучение, знаком «+» обозначается в таблице усвоение конкретного вопроса по теме). Родительские собрания в 1-ом классе проводятся чаще, раз в месяц плюс консультации. В сентябре дважды.
Собрание должно проходить динамично, в деловой обстановке, по заранее составленному плану, по интересующим каждого вопросам, чтобы родителям не было жалко «потерянного» времени. Например, предпоследнее родительское собрание Саченко В.А. провела по теме «Итоги внеурочной и внешкольной деятельности учащихся». Собрание проводилось с привлечением учащихся класса, на котором были зачитаны результаты участия детей в конкурсах различного вида и уровня, 5 лучших чтецов класса (по итогам конкурса, проводимого в классе) читали стихи, демонстрировали защиту проекта «Я – мультипликатор», выставку творческих работ учащихся, грамот, листов конкурса «Король письма» и др. Последнее родительское собрание было посвящено успеваемости за 1-ый учебный год в школе.
- Индивидуальная работа с родителями. Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. Учителю надо всегда стараться, чтобы беседы для родителей стали естественным видом связи со школой и им не предшествовало ожидание неприятной встречи с учителем, чтобы родители ученика чувствовали, что приглашаются в школу не только для получения назиданий и выговоров, а для конкретной помощи в деле воспитания их ребёнка.
- Открытые уроки и занятия для родителей. Родителям всегда очень хочется не только услышать о том, как их ребёнок работает на уроках, отвечает, но и увидеть это своими глазами. Поэтому учителями проводятся для родителей открытые уроки. В этом учебном году родители учащихся 1-г класса присутствовали на уроке математики. Такое мероприятие всегда проходит в аншлаге.
Во главу угла нашей школы поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Опыт первого года введения ФГОС второго поколения позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело. Школа полного дня оказалась востребованной и родителями, и детьми. По сравнению с выпускниками детского сада прошлых лет, наши первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды. Используя методы активного обучения, мы представляем себе такого выпускника первой ступени обучения: ученик, обладающий исследовательским интересом, коммуникативностью, ответственностью, толерантным, имеющим навыки самоорганизации и здорового образа жизни.
Саченко В.А.,
учитель начальных классов МОУ "СОШ №12".
|